перейти на главную страницу перейти на список публикаций
НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ИЗНОШЕННЫХ ШИН
Двойнос Я.Г.,Бондаренко В.Н.,Радченко Л.Б.,Лукач Ю.Е.,Сезонов М.В.
Рассмотрены технологические схемы переработки изношенных шин и технические
характеристики выпускаемого оборудования. Описан новый агрегат - диспергатор-экструдер
червячно-роторный ДЭКЧЕР-150, принцип его действия и варианты использования.
Ключевые слова: отходы, шины, экструдер, диспергирование.
Розглянуто технологічні схеми переробки спрацьованих шин та технічні
характеристики виготовляємого обладнання. Описан новий агрегат - диспергатор-екструдер
черв’ячно-роторний ДЕКЧЕР-150, принцип його дії і варианти застосування.
Ключові слова: відходи, шини, ечструдер, диспергація.
В настоящее время переработке изношенных шин уделяется большое
внимание, что вызвано проблемой утилизации этого вида отходов и нехваткой
сырьевых ресурсов. В письме Минэкономики от 02.02.98 №12-55/65 установлен
обьем финансирования на “Программу использования отходов производства и
потребления на период до 2005 года” в сумме 450 тыс. гривень. В дополнении
к письму указано, что из этой суммы 25 тыс. гривень выделяется на “...
создание и внедрение технологии и оборудования для производства кровельно-строительных
материалов на основе отходов пластмасс и изношенных шин”.
Для примера, в г. Киеве сбором и транспортировкой изношенных
шин занимается государственная коммунальная фирма “КИЕВСПЕЦТРАНС” Киевской
горгосадминистрации. Расходы на уничтожение изношенных шин оплачиваются
предприятием, с территории которого они вывозятся в размере 3 гривны
за шину (здесь и далее цены указаны на 01.01.98). Расходы на непосредственную
утилизацию изношенных шин г.Киева следующие: на полигоне для захоронения
- 6,7 гривни за метр кубический, сожжение - 23 гривни за тонну, вывоз в
г.Комсомольск Полтавской области на специализированное предприятие по их
переработке, где за них платят $17 за тонну (эта сумма не покрывает дорожные
расходы).
Типичная схема переработки изношенных шин на регенераторных заводах
представлена на рис. 1, [1].
Рис.1. Схема переработки изношенных шин на регенераторных заводах:
1- подвесной транспортер; 2- борторезка; 3- механические ножницы; 4- шинорезка;
5- дробильные вальцы; 6- сепаратор для отделения частиц корда; 7- бункер
запаса дробленой резины; 8- шнековый смеситель; 9- емкость мягчителя; 10-
червячно-дисковый или шнековый девулканизатор; 11- рафинирующие вальцы;
12- склад продукции.
Как видно из технологической схемы, переработку отходов условно
можно разделить на три стадии: I -дробление отходов, II- подготовка крошки
и III- непосредственно процесс девулканизации с формованием конечного изделия,
например пластин на рафинирующих вальцах. В последнее время появились новые
технологии дробления изношенных шин, в первую очередь криогенная. По этой
технологии шину вначале замораживают, после чего ее разрушают. Вследствие
замораживания процесс разрушения, и главное, отделения металлокорда упрощается.
Эта технология особенно распространена в США, а получаемый порошок резины
называется криорезиной. Другая технология предполагает резку шины струей
воды под большим давлением. При этом образуется большое количество сточных
вод и встает проблема сушки полученной крошки. Общим недостатком методов
является низкая активность полученной крошки, что вызвано малоразвитой
поверхностью частиц. Измельчение резины на дробилках ударно-режущего действия
малопроизводительно и наличие острых режущих поверхностей требует их частой
периодической заточки. Сравним удельные энергозатраты на измельчение 1
тонны резины:
сдвиговое измельчение при 150-170 град.С 500 - 600 кВт.ч
ударно-режущее измельчение при 20-50 град.С 1000 - 2000 кВт.ч
ударное измельчение при минус 150-100 град.С 500-1000* кВт.ч
В последнем случае необходимо добавить 1200-1500 кВт.ч на получение
жидкого азота для охлаждения.
При любом способе необходима предварительная резка шин. Основным поставщиком
оборудования для регенераторных заводов бывшего СССР является з-д “Большевик”,
г.Киев (сейчас ОАО “Большевик”). Данные по выпускаемому на предприятии
валковому оборудованию для дробления, измельчения и размола изношенных
шин приведены в табл.1.
Таблица 1
|
Др800 |
Дз800 |
Дф800 |
Др800 |
Назначение |
дробильные |
размольные |
рафинировочные |
дробильные |
Производительность, кг/час |
1100 |
480 |
110 |
3500 |
Перерабатываемые куски, мм |
200х150 |
3-5 |
- |
целя шина диам. 800 |
Дробленая крошка, мм |
3-5 |
до 1 |
- |
- |
Установленная мощность, кВт |
170 |
142 |
85 |
400 |
В последние годы снизилась себестоимость синтетического
каучука, появились новые эластомеры, увеличился обьем шинного утиля. Эти
факторы стимулировали разработку новых, более дешевых и универсальных по
отношению к сырью технологий переработки изношенных шин и других видов
отходов из эластомеров, например, лент и ремней. Повысились требования
к качеству регенерата. До 70-х годов в СССР преобладали методы регенерации,
основанные на принципе термоокислительной деструкции набухших вулканизатов
- водонейтральный, кислотный, щелочной, паровой методы и метод растворения.
Недостатки этих методов связаны с деградацией каучукового вещества [2],
связанные с термоокислительной деструкцией. Следующим этапом развития технологии
регенерации являлся переход к термомеханическим методам. Тепловая и механическая
энергия направляются на разрушение межмолекулярных связей вулканизата,
при этом окислительный процесс сводится к минимуму. Аппаратное оформление
процесса - червячный экструдер [3, 4] с специальной головкой, обеспечивающей
такие условия обработки, при которых резина, находясь в состоянии тонкой
пленки, подвергается воздействию больших сдвиговых усилий. Последняя модель
ОАО “Большевик” имеет червяк диаметром 320 мм, мощность привода 500 кВт,
производительность до 1250 кг/ч. Требования на загружаемую в девулканизатор
крошку достаточно высоки: количество частиц с определяющим размером до
1 мм -90-95%, до 1,5 мм - 5-10%; остатки кордового волокна не должны превышать
5%; крошка предварительно должна быть смешана с мягчителем и активатором.
Получаемый регенерат по внешнему виду и свойствам похож на сырую резину.
Последние разработки ОАО “Большевик” привели к созданию агрегата
нового поколения - диспергатор-экструдер червячно-роторный - ДЭКЧЕР для
получения мелкодисперсного порошка от 0,1 до 1,0 мм из изношенных шин.
Последняя модель -ДЭКЧЕР-150, рис. 2, имеет следующие характеристики: производительность
до 150 кг/час, диаметр червяка-ротора 150 мм, установленная мощность 56
кВт. Габаритные размеры 2500х2100х2000, масса 3000 кг.
Рис. 2. Диспергатор-экструдер червячно-роторный - ДЭКЧЕР: 1- ротор;
2- корпус; 3- редуктор; 4- двигатель; 5- коллектор системы охлаждения;
6- дозатор.
Габаритные размеры 2500х2100х2000, масса 3000 кг. Загружаемые
куски дробленой резины изношенных шин 5-10 мм. Дополнительно диспергатор
комплектуется несколькими вариантами рабочих органов для переработки различных
материалов, например пластмасс. Испытания ДЭКЧЕРа показали выгодную энергозатратность
машины - 100-250 кВт на 1 тонну порошка (крошки) при среднем размере частиц
100-150 мкм. Интенсивное механическое воздействие на материал вызывает
частичную девулканизацию резины, что подтверждается возможностью формования
полученной крошки под давлением в чистом виде, при этом получается сшитое
изделие. Исследования показывают, что происходит разрыв полисульфидных
связей с образованием свободных радикалов. Очевидно, механическая нагрузка
на материал такова, что его разрушение происходит в значительной степени
с разрывом химических связей, вследствие чего образующаяся свободная поверхность
крошки является активной, девулканизованной. Такое обьяснение процесса
согласуется с его низкой энергозатратностью, поскольку девулканизация происходит
на поверхности крошки без структурных изменений в массе.
Свойства совмещенных систем эластомеров зависят от свойств этих
эластомеров и прочности их связи между собой. Это означает, что необходимо
определение таких режимов переработки и геометрии рабочих органов, при
которых достигается активация поверхности получаемой крошки. В данном случае
измельчение вызвано не резкой, а перетиранием материала вследствие сдвиговых
деформаций, рис.
Рис. 3. Схема механического воздействия на материал в рабочих
органах ДЭКЧЕРа
Возникающие при этом нормальные напряжения ?N дополнительно
прижимают материал к рабочим органам. Когда деформация достигает критической
величины, происходит разрушение материала с образованием комков, которые
продолжают движение вследствие вращения и дополнительно дробятся, попадая
в еще более мелкий зазор. Выделяющаяся теплота отводится через рабочие
органы, охлаждаемые водой. При этом достигается преимущественное разрушение
химических связей, а не межмолекулярных, за счет снижения температуры и
высоких скоростей деформации. Действующая деформация сдвига периодически
дополняется деформацией смятия, которая при высоких скоростях имеет ударный
характер. Не исключено, что возникает проскальзывание на стенках рабочих
органов с образованием тонкого пограничного слоя с высокими значениями
скоростей сдвига и локальной температуры, что может привести к девулканизации
резины в этом слое.
Можно выделить следующие преимущества роторного диспергатора
по сравнению с другим оборудованием для переработки изношенных шин.
1. Малые габариты и металлоемкость (2,5х1,7х1,5м, 1500кг), простота
конструкции и чистки, отсутствие режущих кромок, эффективная система охлаждения
проточной оборотной водой.
2. Отсутствие газовых выбросов вследствие умеренных температур переработки.
3. “Всеядность” диспергатора - начиная от автомобильных шин с металлокордом
и плат с микросхемами и заканчивая арамидными нитями.
4. Высокая дисперсность получаемых порошков - до 10 мкм средний диаметр,
развитая поверхность частиц - 0,5-5 м2/г, активная поверхность частиц -
возможно формование изделий под давлением из 100% полученного порошка.
5. Низкие энергозатраты на переработку тонны отходов резины.
Литература
1. Регенерация и другие методы переработки старой резины: сб. статей/
под ред. В. Е. Гуля, П. Н. Орловского, И. А. Шохина.-М: Химия, 1966.- 140
с.
2. Белозеров Н.В. Технология резины. - М.: Химия, 1964.- с.
3. Торнер Р.В. Теоретические основы переработки полимеров. - М.: Химия,
1977.- с. 236.
4. Рябинин Д.Д., Лукач Ю.Е. Смесительные машины для пластмасс и резиновых
смесей. -М.: Машиностроение, 1972.- с. 272.